Dreamline (popovdv) wrote,
Dreamline
popovdv

Categories:

Путешествие в Южную Африку. О том, как все начиналось...

"Это не Диснейленд - это Зулуленд, детка."
Слоган Wildlife Act.

Хочу поделиться информацией и впечатлениями о поездке в ЮАР с 28 апреля по 6 июля 2013 года. Моя поездка в Южную Африку состояла из двух частей. 8 недель я намеревался провести в заповедниках ЮАР в провинции Квазулу-Натал  по программе компании Wildlife Act, которая занимается работами по охране и мониторингу животных и еще 2 недели посветить автопутешествию через всю страну в Кейптаун.
Для начала несколько слов о Wildlife Act, что это за компания и чем она занимается. Wildlife Act была создана зоологами, которые посвятили много лет жизни защите животного мира Южной Африки, и в начале 2000 годов столкнулись с сокращением правительственного финансирования проектов по мониторингу  и сохранению животных. Многие небольшие заповедники в провинции Квазулу-Наталь были просто не в состоянии контролировать численность редких животных, находящихся у них на попечении. Ребята организовали фонд и одноименную компанию, которые собирают спонсорские и волонтерские деньги, привлекают международные фонды, такие как WWF и Pantera, закупают ошейники для животных, помогают заповедникам в ежедневном мониторинге редких и исчезающих видов, выполняют задачи перемещения и расселения животных.  В настоящее время Wildlife Act выполняет проекты по сохранению таких животных, как гепарды, гиеновидные собаки, носороги, львы, слоны, грифы, леопарды в четырех заповедниках провинции: Хлухлуве-Имфолози, Мкузе, Тембе, Танда.
http://www.wildlifeact.com

Как я туда попал?

Случайно. В какой-то момент жизни захотелось совершить "нетуристическое" путешествие. Перелопатив кучу волонтерских сайтов, я понял, что большинство из них либо выполняют посредническую функцию, либо просто зарабатывают на экотуризме. Ничего в этом плохого может и нет, но хотелось побывать не в летнем лагере all-inclusive, пусть и с элементами африканской экзотики, а принять участие в реальной работе зоологов и увидеть своими глазами, как это все делается. Случайно наткнувшись на сайт Wildlife Act, я решил принять участие именно в их программах, т.к. они выполняют реально необходимые задачи для сохранения животного мира.

Сколько это стоит и зачем это нужно?

Недешево. Первые 2 недели пребывания в заповеднике стоит 920 евро, и 700 евро каждые последующие 2 недели. Сюда входит проживание в заповедниках в базовых условиях (2-3 человека в комнате, общий душ и туалет) и обеспечение продуктами питания. Практически во всех заповедниках, за исключением Танды, волонтеры готовят сами для себя. В каждом заповеднике работает не более 5 волонтеров. Куда же идут эти 1000 евро?
64% - это проживание, питание, содержание джипов, оплата топлива и ремонтов, оборудование для мониторинга и тренинг;
7% -  интернет-маркетинг;
15% - зарплаты сотрудников, аренда офиса, связь и интернет;
9% - налоги;
5% - банковские расходы.
После поездки могу подтвердить, что компания с жиру не бесится и расходы у них реально немаленькие. В каждом заповеднике есть один сотрудник-монитор, который там живет и "ведет волонтеров", и выполняет основную работу. Каждый день его джип проезжает не один десяток километров по саванне и горам. Один, самый простой, радио ошейник для животных стоит 1-2 тысячи долларов. Спутниковый ошейник, который позволяет не искать животных для визуального контакта каждый день стоит уже 10-30 тысяч долларов и их используют только в крайних случаях. Ошейники нередко ломаются и портятся. Часто сотрудники и волонтеры принимают участие в операциях по усыплению и перемещению животных, что требует немалых дополнительных материальных и временных затрат. Заповедники зачастую не имеют средств для мониторинга за животными, а информация о численности и местонахождению оных имеет порой критическое значение для их спасения и сохранения.
Пообщавшись с Броунвин (девушка из Wildlife Act, обеспечивающая логистику для волонтеров), я решаю ехать на 8 недель. За 8 недель можно побывать во всех четырех заповедниках, где работает компания: Hluhluwe-Imfolosi, Tembe, Mkhuze, Thanda. После оплаты своего участия приступаю к планированию поездки.

Логистика
Airmap    Выбранный мной маршрут полета в ЮАР является самым коротким, но не самым дешевым. Прямых полетов из Киева в Йоханнесбург нет, поэтому вариантов множество. Часто попадаются акционные билеты, позволяющие долететь за 800 евро через Париж или Амстердам. Я же выбрал вариант через Тель-Авив, поскольку таким образом я убивал одним выстрелом двух зайцев и делал остановку в Тель Авиве по семейным причинам.
Если посмотреть на карту, то расстояние от Киева до Тель-Авива покажется больше, чем оно есть на самом деле. В то же время перелет Киев-Тель Авив занимает 3 часа полета, а вот Тель Авив - Йоханнесбург уже 9 часов.
  Последний отрезочек на карте - это перелет из Йоханнесбурга в Ричардс Бэй (небольшой город-порт, в аэропорту которого находится точка сбора волонтеров).
  Бюджет полетов:
Киев-ТельАвив-Йоханнесбург (туда и обратно. МАУ до Тель Авива и Эль Аль в ЮАР) - 1000 евро.
Йоханнесбург - Ричардс Бэй (в один конец) - 100 евро. Полет занимает 1 час. Маршрут обслуживает только местная авиакомпания SAA, которая и лупит цену.
  До поездки я еще не знал, как и откуда я попаду в Йоханнесбург и билет в Ричардс Бэй был в один конец. В июне, когда ситуация прояснилась, я взял билет на местный лоу-кост Манго из Кейптауна в Йоханнесбург за 100 долларов.

Накануне поездки Броунвин прислала мне график моего пребывания в заповедниках. Четыре заповедника за 8 недель. kzn_north_res
  Первый заповедник - Сомкханда, про который ничего не было на их сайте. В итоге, обстоятельства сложились таким образом, что я успел побывать в 5 заповедниках за 7 недель, чему был очень рад и смог продлить свое путешествие по ЮАР на автомобиле еще на неделю.
  Все 4 заповедника находятся в северной части провинции Квазулу-Наталь недалеко от границы со Свазилендом и Мозамбиком. Это самая теплая часть ЮАР. На побережье Индийского океана климат влажный, тропический. В горных районах суше и прохладнее.
  Я побывал там в мае-июне. Это поздняя осень и начало зимы, когда дожди прекращаются и температуры постепенно снижаются. В конце июня ночные температуры опускались ниже 10 градусов и по утрам было по-настоящему холодно. Днем было приятно +15 - +25. За 2 месяца моего пребывания в заповедниках дождливыми были два дня.
  Все пять заповедников, в которых я побывал отличаются ландшафтом и климатическими условиями. Сомкханда наиболее гористый заповедник совсем недалеко от Свазиленда. Мкузе - равнинная саванна спускающаяся в сторону океана. Хлухлуве - в основном холмистый рельеф с равнинными участками саванны и лесистыми горами. Тембе - равнинные леса на песке с болотистой местностью.

Прививки и малярия

  Принимающая компания сразу предупреждает, что никаких особых прививок типа желтой лихорадки не требуются, а вопрос о предотвращении малярии решается самим волонтером. Районы вблизи границы со Свазилендом и Мозамбиком считаются районами со средним уровнем риска заболевания малярией. Я долго решал, покупать ли таблетки и какие. Но поскольку мне предстояло пробыть там хоть и два месяца но в сухой период, я решил отказаться от них и ограничиться предохранением от укусов: спреи, мази, сетки. В конечном итоге за все время пребывания в заповедниках я видел всего несколько комаров и ни разу не был укушен. Так что в итоге я сэкономил кучу денег и спас свой организм от большой дозы химии. Если бы я решил ехать туда летом, в сезон дождей, когда по рассказам очевидцев комаров много и они реально мешают жить, то таблетки бы точно понадобились.
  Гораздо более неприятными жителями этих районов являются пауки и клещи. От укуса паука пострадал и я о чем расскажу дальше. Неприятно, но не более того. Клещи же кусали кого-нибудь регулярно, но в основном девушек, пренебрегающих "правилом длинных рукавов и штанин".

Дорога

28 апреля 2013 года в 10 утра я вылетел из аэропорта Борисполь в направлении Тель Авива.
Прощальные кадры аэропорта и окрестностей. Скучающие грузчики терминала F.


Вавилонское столпотворение в самолете.



Пристегнулись, полетели. Разгон, отрыв и взлет. На горизонте новый терминал D.



Под крылом самолета зеленые сочные поля под Киевом, необычная мозаика из цветов
и форм заросшего Каневского водохранилища.




Еще более причудливый вид гигантского Кременчугского водохранилища



Справа по курсу появляется Одесса и Черное море



Геометрия новых микрорайонов Анкары



На границе с пустыней



Глубокий каньон где-то в Турции



В горах еще лежит снег



Красивое турецкое побережье Средиземного моря



Через 3 часа самолет повернул на восток и начал снижаться. Вскоре показалось израильское побережье и пригороды Тель-Авива.
Новые районы Ришон ле Циона и магистраль Южный Аялон.



Магистраль №1 - Тель Авив - Иерусалим и огромная перехватывающая парковка посередине.
Отсюда можно домчаться до Тель Авива по специальным выделенным полосам на автобусе за 15 минут.
В часы пик на собственном автомобиле на это понадобиться гораздо больше времени.



Вылет из Тель Авива в Йоханнесбург в час ночи - это последний на сегодня рейс из аэропорта в самом дальнем конце терминала.
Возле ворот на посадку в самолет появились первые коренные южноафриканцы.




  В самолете поспать не удалось. Вылетели с задержкой на час, место оказалось напротив стенки, так что вытянуть ноги были некуда. Йобург (Йоханнесбург) встретил солнцем и прохладной погодой ( за бортом объявили 18 градусов). В аэропорту работают одни негры и я не встретил ни одного белого, за исключением пилотов. По прилету попадаешь в одну гигантскую очередь на паспортном контроле, но очередь движется очень быстро и через 10 минут я уже жду багаж. По совету путеводителей меняю доллары на ранды прямо в аэропорту. Все пишут о том, что поменять доллары в банках - долго и сложно. В обменнике взяли с меня 2% комиссии, что совсем немного. Покупаю местную карточку местного мобильного оператора Vodacom (стартовый пакет за 50 рандов плюс доп 550 рандов). Этого мне хватило на смски и пару разговоров по мобильному на два месяца. Выхожу с багажом в зал прилета и таксисты облепляют как мухи. Прямо как в Киеве. Но мне никуда ехать не надо, мне надо лететь дальше. Ищу стойку на табло, где регистрация на местный перелет. Рядом зарисовывается негритосик, одетый как работник аэропорта.
- давайте я Вам помогу, мистер. Вам куда надо?
- в Ричардс Бэй.
- пойдемте, я Вам покажу.
  Сразу закрадывается сомнение в безвозмездности этой помощи. Через минуту сомнения укрепляются, когда он предлагает помощь с багажом. Проводит до стойки регистрации и просит денег. Вообще, будьте готовы, что у Вас будут просить деньги часто, по поводу и без. Этот "проводник" был первым. Даю 10 рандов - 8 гривен (самая мелкая купюра, что у меня была). Вижу по глазам, что ожидал больше, наглец. Молодой парень из Швейцарии, который был со мной в одном из заповедников, позже расскажет, что он отвалил такому пройдохе 100 рандов, бедняга. Следующий попрошайка был в туалете. Уборщик, со словами "welcome to my office", откроет перед Вами дверь в кабинку в ожидании чаевых.
  В Ричардс Бэй летают маленькие винтокрылые самолеты на 40 человек. Самолет почти пустой, и я вглядываюсь в лица пассажиров, пытаясь угадать, кто из них будет волонтером со мной вместе. Сосед, сидевший через проход, мужик лет 40, явно был одним из нас. Но он вырубился сразу после взлета и проспал весь полет. Уже в аэропорту Ричардс Бэя я узнаю, что это Райан, канадец, с которым мы проведем следующие две недели вместе.
  В иллюминаторе после взлета показались бедные пригороды Йоханнесбурга. Гигантские тауншипы, в которых обитает темнокожее население ЮАР, никуда не исчезли со времен отмены апартеида.



В какой-то момент вижу под крылом речку, очень похожую на Мкузе, которая протекает через заповедники Сомкханда и Мкузе.
Горы внизу - это заповедник Сомкханда, в котором я проведу первые две недели.



 Не успев набрать высоту, самолет начинает спускаться к аэропорту Ричардс Бэя. Под крылом самолета показываются огромные
леса, явно искусственного происхождения. Загадку происхождения этих лесов я узнаю позже. Они будут меня сопровождать в моем
путешествии по провинциям Квазулу Натал и Мпумаланга. В ЮАР очень много искусственных лесов эвкалипта, которые сажают с
одной лишь целью - срубить их через 20-30 лет. Вблизи эти леса выглядят пустыми и скучными. В них нет животных и подлеска.
Деревья растут по линеечке и все одного роста, что видно и на фотографии.



  Долетели за час. Аэропорт Ричардс Бэя представляет собой маленький региональный терминал. От самолета до терминала
можно пройти пешком. Нас встречает водитель с табличкой. В микроавтобусе оказывается 8 человек, прилетевших одним со мной
рейсом: из Англии, Канады, Швейцарии, Германии и Кейптауна. Едем по шоссе N2 на север. Дорога хорошего качества, с
великолепной разметкой и широкими обочинами. По пути водитель делает две остановки, чтобы высадить волонтеров возле
заповедников Хлухлуве и Мкузе. Их встречают сотрудники Wildlife Act на джипах и развозят по лагерям. Через 2,5 часа меня, Райана и
Адриана (молодого парня из Швейцарии) высаживают на перекрестке с грунтовой дорогой, которая идет в заповедник Сомкханда.
Знакомимся с монитором, Бретом, грузимся в пикап с открытым кузовом и едем в лагерь. Солнце уже село, на горы опустились
сумерки.

  По дороге Брет несколько раз останавливается, заметив промелькнувших в сумерках птиц и горящие глаза какого-то животного. В
кузове машины, на ветру, очень холодно, и я понимаю, что теплые вещи, которые занимают много места в моем рюкзаке, будут
совсем не лишними.
  Приезжаем в лагерь уже в полной темноте. Первое ощущение - небольшой шок. Неказистый домик, не очень чистые комнаты и
санузел, грязные стены и отсутствие какой-либо мебели, кроме кроватей. Да, это не гостинница. Из зарослей за забором доносятся
какие-то шорохи и крики. Громко стрекочут африканские цикады. В одной из комнат обнаруживаем летучую мышь. Долго
вылавливаем ее и выпускаем на улицу.



  Брет показывает где кухня и холодильник с продуктами. Рассказывает, что завтра мы начинаем устанавливать камеры-ловушки по
проекту фонда Пантера, основная цель которого определить ареал обитания и количество леопардов в заповеднике. Перекусываем
и укладываемся спать. Завтра подъем в 7 утра и первая поездка в буш.

Продолжение следует.
Tags: Африка, Волонтер, Заповедник, ЮАР
Subscribe

  • Претория - город бурской славы.

    Центральная часть Претории находится в котловине между холмов. Из-за этого в безветренную погоду она укрыта плотным слоем смога, как на фото выше.…

  • Куллинан. Родина самого большого в истории бриллианта.

    В 50-ти километрах от Претории находится небольшой городок Куллинан, известный своим месторождением бриллиантов, которое дало миру львиную долю…

  • Баобаб и дети

    Баобабы смело можно считать достопримечательностью Африки. Трудно найти более внушительное и грандиозное растение. Несколько прекрасных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments